В Ёсивара большая часть мужчин приходило не за физической утехой, а за танцами, саке, весельем и песнями, так как именно этого японцам не хватало дома. Отношения между мужем и женой были строго регламентированы, а избыточная родительская веселость могла сказываться на авторитете. Поэтому с появлением квартала Ёсивара и гейш, в нем работали еще и мужчины-заводилы, которые совмещали функции аккомпаниатора пьяных песен, тамады, массовика-затейника. Таких мужчин называли гэйся (искусники) или хокэн (шуты).
В 1751 году в квартале Симабара возинкла первая женщина-заводила. Через 10 лет в Ёсивара появилась первая девушка-гэйся. Ее звали Касэн и была она из дома Огия. Первоначально девушка трудилась как юдзё, но выплатив все задолженности, открыла собственный бизнес. Совсем скоро женщины-гэйси стали так популярны, что они полностью прогнали с этого места мужчин. Термин «гэйся» (в России принято писать «гейша») к началу ХІХ века стал чисто женской профессией. Гейши, в отличие от юдзё, работали не столько и не только в «веселых кварталах». Гейши приходили по вызову туда, где собирались мужские дружеские вечеринки (гейши называли их «дзасики» — в буквальном переводе означает «комната», а клиентов – «энкай»). Главным преимуществом гейш было умение остроумно и весело поддержать разговор. Они читали стихотворения, шутили, пели песни, танцевали и аккомпанировали мужскому пению, создавали занимательные групповые забавы. Главным инструментом гейш был трехструнный сямисэн.
Предоставление физических удовольствий в обязанности женщин-гейш официально не входило, так как гейши не имели на это правительственной лицензии. В действительности, все зависело от предварительной договоренности клиента и гейши. Как и юдзё, гейши заводили себя постоянных любовников-поклонников, которые оплачивали их содержание.
Управляли гейшами «матушки» (ока-сан), а сами девушки нарекали друг друга «сестрами». Но поскольку в японском мире нет просто «сестер», то гейши делились на «старшие сестры» и «младшие сестры». Старшими были не те гейши, которые были более взрослыми, а те, у которых был большой стаж работы. Участки, в которых обитали гейши, нарекали «ханамати» (цветочные улицы).
Как и у юдзё, у гейш существовала своя сложная система наименований. У девушек не было фамилий, а имена им передавались по наследству от прежних гейш ханамати, в которых они жили. Обычно имена девушек начинались на корень, созданный при основании ханамати.