ПОДЕЛИТЬСЯ

Пекин — столица Поднебесной, сердце Азии, современный густонаселенный мегаполис. Город с уникальной историей очень популярен у туристов со всех стран мира. Их вполне можно понять — по числу туристических объектов Пекин занимает одно из первых мест в Китае. Сегодня рубрика Путешествия расскажет вам о главной достопримечательности китайской столицы.

Запретный Город (в прошлом более известный как «紫禁城/Пурпурный Запретный Город»; в наши дни известен как «故宫/Gugong» или «Бывший дворец») — самый обширный дворцовый комплекс в мире (720 тыс. кв. м), главная резиденция китайских императоров с XV по начало XX века.
Гугун, и ныне приводящий в абсолютное восхищение многочисленных посетителей своим удивительным великолепием, служил резиденцией императорам двух последних китайских династий — Мин и Цин, а всего здесь на протяжении 491 года правили 24 императора, чьи годы правления наполнены разными драматическими событиями, оставившими свой глубокий след в истории Поднебесной.

гугун

Расположен он в самом центре Пекина, к северу от главной городской площади Тяньаньмэнь (天安门广场). В наше время императорский дворец является одной из главных (если не самой главной) достопримечательностей Пекина.

Свое название «Пурпурный Запретный Город» дворец получил благодаря пурпурной окраске своих величественных стен. Древние китайцы считали, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся по верованиям тех лет центром Вселенной.
Обычным простолюдинам было категорически запрещено даже приближаться к Пурпурному городу, они могли лишь позволить себе издали любоваться золотистыми крышами многочисленных дворцов, сверкавшими в лучах яркого солнца.
Императорский двор включал в себя несколько тысяч чиновников, огромное количество стражников, евнухов и наложниц. В те времена Запретный Город представлял собой целое государство в государстве, с собственными правительством, законами, судом и казной. Следует отметить, что иностранцы тоже почти никогда там не бывали, поэтому, когда Пекин был взят при подавлении знаменитого Боксёрского Восстания в 1900 году, многие европейцы и американцы упоминали в своих записях, как они смогли впервые посетить императорский дворец.

пурпурный дворец в Пекине

Запретный Город — это огромный комплекс архитектурных сооружений, сочетающий многочисленные ансамбли, которые включают в себя прекрасные элементы живой природы, а также бесконечные храмы, мосты, театры и беседки. Все эти отдельные части, вопреки кажущейся изолированности друг от друга, представляют собой гармонию удивительного единства. Все строения Гугуна расположены в полном соответствии с старинной архитектурной традицией на главной оси — с севера на юг.
В его строительстве принимали участие целый миллион строителей и 100 тыс. специалистов разного профиля — мастеров резьбы по камню, дереву, художников и др. Дворцовый комплекс насчитывает 8707 комнат, что расходится с древней легендой, утверждающей, что всего было построено 9999 комнат.

 

Снаружи императорский дворец опоясывает стена шириной более 10 метров и длиной 3400 метров — в старые времена на ней могли свободно разъехаться две повозки.
Грозная мощь стены удачно подчеркивается тонким изяществом четырех угловых башен диковинной формы, замысловатая архитектура которых послужила основой для многочисленных легенд.
Самая распространенная из них повествует о том, как китайский император вызвал к себе на прием искусных мастеров и под страхом смерти приказал им построить башни самой необычной формы.
Вдохновение долго не приходило к несчастным архитекторам.
Полностью отчаявшись, один из них отправился побродить по городу, где его взгляд упал на старика — продавца цикад. Одного взгляда мастера на плетеную клетку с поющей цикадой стало вполне достаточно, чтобы представить конструкцию будущего сооружения. Жизни архитекторов были спасены, император остался доволен, а стены, окружающие Запретный Город, вот уже несколько веков украшены столь необычными башнями.

 

zapretnyy-gorod_138

 

Главный вход в Запретный Город планировался мастерами как сложная пространственная композиция. В самом начале путнику надо было пройти через ворота Цяньмэнь, соединяющие Внешний город с Внутренним. В дальнейшем он следовал через ворота Дацинмэнь и, продвигаясь дальше, приходил к монументальным воротам Тяньаньмэнь, которые и вели в Императорский город.
Движение к Запретному Городу воспринималось как некое последовательное преодоление все новых и новых препятствий на пути ко дворцу самого Сына Неба.

 

Многие начинают свое знакомство с Гугуном по традиции с главной городской площади Тяньаньмэнь. В далекую эпоху Мин площадь была обнесена стеной и являлась своеобразным административным центром. Здесь были размещены военное министерство, министерства финансов, строительства и многие другие, но особое место среди них занимало министерство церемоний.
Это министерство имело неограниченное влияние на политическую жизнь двора и на поступки самого императора — буквально все подчинялось строго регламентированному церемониалу, даже каждый шаг императора был обусловлен строгими правилами.

 

1334053858_003
Указы императора приносила народу сказочная птица Феникс. Позолоченную фигурку огненной птицы спускали с высоты ворот Тяньаньмэнь, вложив в ее клюв свиток с новым императорским указом.

Ворота Умэнь, возведенные в 1420 году, внешним видом подчеркивают свою неприступность. На высоком десятиметровом цоколе были возведены мощные башни: в восточной башне находились огромные барабаны, громко извещавшие горожан Пекина о моменте, когда император отправлялся в Храм Предков. В западной же башне находились колокола, мелодичный звон которых постоянно сопровождал императора на пути в Храм Неба.

 

Дворцовая территория дворца как раз и брала свое начало за неприступными воротами Умэнь.
Сразу же за ними неожиданно появлялась вытянутая в длину площадь, служившая местом для проведения военных церемоний.
Следует отметить, что особенно потрясающее впечатление площадь способна произвести, если смотреть на нее с высоты ворот.

В белых берегах, устланных мрамором, между воротами Умэнь и Тайхэмэнь широкой дугой, напоминающей натянутый лук, пересекает площадь канал с красивым названием «Яшмовый поясок» (или «Внутренняя река Золотой Воды»).
Ограждения канала и пять изящных белых мостиков, перекинутых через него и символизирующих пять добродетелей конфуцианского учения, сработаны из подлинного мрамора и украшены красивой резьбой.

Столь контрастная смена впечатлений у человека — долгое приближение к Запретному Городу и совершенно неожиданная просторность его площади — была специально задумана архитекторами древности, чтобы каждый вступающий на площадь искренне поражался грандиозному величию дворца Сына Неба.
Если кто-нибудь хотел подойти к Запретному Городу поближе, то ему надо было подняться на самый большой мост, а затем спуститься с него.
Перманентная смена уровней движения, многочисленные подъемы и спуски — еще одна интересная особенность центральной оси императорского дворца.
Вообще главной задумкой архитектуры дворца являлась задача поместить в сознание обычных людей идею божественного происхождения императора, идею незыблемости и полной безграничности его власти.

запретный дворец
Запретный Город должен был поразить любого своей пышностью и величием, подавить человека своими размерами.
Каждый подданный должен был полностью прочувствовать свою ничтожность перед лицом Сына Неба, поэтому путь к тронному залу и был таким долгим и торжественным.

Великолепный дворцовый двор опоясывает почти сплошная лента золотых крыш — одного из самых выразительных элементов древней китайской архитектуры, форма и цвет которых демонстрировали положение хозяина дома на иерархической лестнице.
Двор замкнут самым высоким сооружением Пекина во времена Минской и Циньской династий — великолепным павильоном Тайхэдянь, высота которого составляет более 35 метров.
Это главный тронный зал, так называемый «Зал Высшей Гармонии», в котором происходили все основные торжественные церемонии.
Двухъярусная крыша этого зала выложена золотистой черепицей — в древнем Китае желтый цвет являлся одним из символов императорской власти.
Несмотря на свои внушительные габариты, крыша павильона со стороны кажется очень легкой: подобный эффект был достигнут благодаря тому, что ее концы приподняты.

Павильон Тайхэдянь расположен на высоком мраморном стилобате, к которому ведет довольно широкий пандус.
По обеим сторонам пандуса находились две почти такие же широкие лестницы.
По пандусу совершал восхождение лишь сам император, а всем придворным надлежало использовать только лестницу.
Стоит отметить, что мраморная плита пандуса почти сплошь покрыта резьбой, подниматься по нему, наверное, было очень неудобно.
Впрочем, императору и не приходилось утруждать себя — слуги шли по лестнице и несли его в паланкине над пандусом.
Главный мотив декора внутреннего пространства павильона Тайхэдянь — это повторяющиеся изображения дракона (одного из главных символов императорской власти), присутствующие и в росписи потолка, и на рельефах колонн, и в резьбе трона и ширмы.
Спинка и подлокотники императорского трона сработаны в виде извивающихся золотых драконов с пламенем вокруг головы.

 

Павильон Тайхэдянь

Прямо перед «Залом Высшей Гармонии» были установлены две почти шестиметровые бронзовые скульптуры традиционных для Китая львов, охраняющих жилище.
За ним залом находится квадратный «Павильон Полной Гармонии», а еще дальше располагается «Павильон Сохранения Гармонии».
Эти три громадных строения составляют «Внешний Двор» Старого дворца, а за ним следуют «Внутренние Покои».

Практически по всему Запретному Городу Вы можете увидеть огромные бронзовые чаны, являющиеся прекрасными декоративными элементами всего архитектурного ансамбля, но имеющие сугубо практическое значение.
Следует упомянуть, что подавляющее большинство построек императорского дворца были деревянными и поэтому требовали особых противопожарных предосторожностей.
В этих бронзовых чанах постоянно хранилась вода, и они возвышались на специальных небольших кирпичных сооружениях, напоминающих печки.
В зимние времена слуги разводили в них огонь, чтобы вода в чанах оставалась горячей и не замерзала, так как она могла пригодиться в любой момент.

Стоит отметить, что многие элементы декора императорского дворца помимо услаждения взора имеют еще и скрытое истинное назначение.
К слову, поверхности всех ворот Гугуна были покрыты блестящими украшениями из бронзы, на каждой створке ворот их было ровно 9 рядов по 9 украшений, то есть всего 81.
Знающие люди скажут, что подобное сочетание может указать на высочайшее положение императора, но истинное первоначальное назначение этого элемента заключалось в том, чтобы скрыть гвозди, которыми крепили конструкции.

 

Протяженность главной оси Гугуна составляет почти два километра.
В самом конце пути располагается тенистый императорский парк.

 

императорский парк
Архитекторы древности удачно реализовали ощущение значительного пространства на довольно небольшой территории, добавив в него как разномасштабные строения, так и удивительные пейзажные композиции.
Все в парке радует глаз и дает отдых душе и телу.
Парк совсем невелик, но является прекрасным образцом той самой «искусственной природы», в создании которой столь искусны китайские художники и садоводы.
Абсолютно все в этом месте создано человеческими руками, от причудливой формы многих деревьев вплоть до искусственных горок.
Вымощенные камнем дорожки императорского сада ведут нас к искусственным горкам, созданным из массивных каменных глыб, а далее к бамбуковым рощицам, живописным купам деревьев и кустарников.
В этом удивительном парке, недоступном ранее оку простого смертного, собрана и крайне интересная коллекция камней, доставленных сюда из различных уголков Китая.
Мастера подбирали камни, основываясь прежде всего на необычности их формы, красивом цвете, особой фактуре.

Если кто-нибудь задастся целью описать абсолютно все, что связано с Запретным Городом, то ему понадобится толстенная книга, чтобы выразить все свои мысли.
Можно часами рассказывать о богатствах Гугуна, его неповторимой архитектуре и о его уникальной истории.
А можно съездить в Пекин и побывать там самому — в наше время сделать это довольно просто.
Редакция WeirdAsia желает вам приятного путешествия по тенистым и прохладным каменным улицам Гугуна.

PavelShumilov

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ